«Лебединое озеро» — признанный шедевр балетного искусства. Однако не все знают, что у балета Чайковского очень непростая сценическая судьба.
Впервые «Лебединое озеро» ещё при жизни композитора поставил на сцене Большого театра чешский балетмейстер Вацлав Рейзингер. Первой исполнительницей партий Одетты и Одиллии стала Полина Карпакова. Премьера состоялась 20 февраля 1877 года. Спектакль не встретил успеха.
Только спустя 18 лет благодаря хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова пришёл оглушительный успех, который сделал «Лебединое озеро» мировой классикой.
Ровно 92 года назад, 13 апреля 1933 года, на сцене в Мариинском театре увидела свет необычная версия легендарного балета. Её предложила знаменитая балерина, балетмейстер и педагог Агриппина Ваганова.
Агриппина Яковлевна значительно изменила либретто. Она превратила сказку в психологическую мелодраму и перенесла действие в Германию 1930-х годов. В этой интерпретации Зигфрид — никакой не принц, а молодой граф, любитель старинных легенд, которому лебедь видится девушкой — Одеттой. Сосед Зигфрида, обедневший герцог Ротбарт, стремится выгодно выдать замуж за юного мечтателя свою дочь Одиллию. Герцог убивает лебедя из ружья. Птица умирает на руках графа. Не вынеся гибели любимой Одетты, Зигфрид решается на самоубийство.
Балетмейстер впервые разделила партию заколдованной принцессы-лебедя на двух героинь. В постановке Вагановой Одетту танцевала Галина Уланова, Одиллию — Ольга Иордан.
Агриппина Яковлевна писала:
Нам необходимо было избавиться от излюбленных в старых балетах шаблонных пантомимных сцен и знаков, мало понятных и чуждых современному зрителю. Злой дух, превращающий девушек в лебедей и строящий всяческие козни влюбленным сердцам, из сюжета исключён. Роли лебедя и Одиллии поручены разным балеринам... Мистицизм удалён. Сладенький апофеоз, напоминавший «селение рая», заменён трагическим концом неудачника-романтика.
Современники — и зрители, и критики — новаторство Вагановой не оценили. Но именно её трактовка «Лебединого озера» навсегда вошла в историю мирового балета как одна из самых талантливых и оригинальных.
_____________________________
Генеральный партнёр «Золотой Маски» — Сбер.
«Золотая Маска» в сезоне 2024-2025 реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив