2 ноября весь мир отмечает День балета — праздник, который объединяет театры, артистов и зрителей, влюбленных в язык движения. В России балет по-прежнему остается одной из самых узнаваемых национальных сценических форм.
Завершившийся XXXI фестиваль-конкурс «Золотая Маска» (сезон 2023–2024) показал, как многоголосно и разнообразно звучит современный балет. Но постановки из разных городов страны объединяет общая идея — стремлением говорить со зрителем через музыку, свет и движение.
«Сияющий камень», Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия)
Победителем в номинации «Лучший спектакль. Балет» стал «Сияющий камень» Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия). Постановка создана в партнерстве с Театром Олонхо и объединяет современную хореографию, симфоническую музыку и национальные мотивы.
За основу балета взята якутская легенда о происхождении алмазов. Согласно преданию, три сестры-удаганки, хранительницы Верхнего, Среднего и Нижнего миров решили сотворить нечто необыкновенное и создали из своих песен и слез прекрасную девушку Кытыасту Таас Куо. Ее красота пленила богатыря Аар Дьаалы Ыйыста Хара, и он украл ее в свои владения. Долгие века девушка томилась в подземелье, и из ее слез рождались сияющие камни, которые вода однажды вынесла на поверхность земли. По легенде, так появились якутские алмазы.
Автор музыки Кирилл Герасимов объединил звучание симфонического оркестра и народных инструментов: хомуса, варгана, бубнов. Такое сочетание классической и этнической интонаций создает ощущение пространства, где миф и реальность существуют на равных.
Хореограф-постановщик Екатерина Тайшина, заслуженная артистка России и Республики Саха (Якутия), называет спектакль «этнобалетом нового типа, в котором народная пластика переходит в современный танцевальный язык».
Исполнительница главной партии Мария Кузьмина получила премию «Лучшая женская роль. Балет», а художник по свету Иван Шандровский — «Лучшая работа художника по свету. Музыкальный театр». Так, «Сияющий камень» стал примером внимательного обращения с национальным наследием, постановкой, где традиция обрела новую форму и звучание.
«598 тактов», Санкт-Петербургский театр балета имени Леонида Якобсона
Постановка «598 тактов» создана в Санкт-Петербургском театре балета имени Леонида Якобсона на музыку Карла Филиппа Эммануила Баха. Балет принес хореографу Вячеславу Самодурову премию «Лучшая работа хореографа/постановщика».
Вячеслав Самодуров — один из ведущих хореографов современного балета. Выпускник Академии русского балета имени Вагановой, бывший премьер Мариинского и Королевского балета в Лондоне, он поставил спектакли в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Москве. В Большом театре Самодуров дебютировал с постановкой «+/-2» и вернулся туда в 2024 году с балетом «Буря» на музыку Юрия Красавина.
Название «598 тактов» связано с точным количеством музыкальных тактов, выбранных автором — это балет без сюжета, где главным героем становится сама музыка. Танец развивается из звука, превращаясь в систему движений, ритмов и пауз.
Для Театра имени Якобсона «598 тактов» стало продолжением репертуарной линии, в которой неоклассика и современная хореография дополняют друг друга.
«Рахманинов. Симфония длиною в жизнь», Башкирский театр оперы и балета (Уфа)
Работа режиссера и хореографа Олега Габышева «Рахманинов. Симфония длиною в жизнь» — это история о судьбе и музыке Сергея Рахманинова, рассказанная через сны, воспоминания и важные моменты его жизни. В спектакле звучат произведения Рахманинова, а также фрагменты музыки Чайковского, Мусоргского и Черни — они помогают передать настроение разных этапов пути композитора.
Главную партию исполнил Сергей Бикбулатов, который получил «Золотую Маску» в номинации «Лучшая мужская роль. Балет» на Торжественной церемонии. Его герой проживает путь от юношеского восторга и творческих исканий до изгнания и внутреннего примирения. Пластика артиста выстраивает внутренний монолог музыканта, ищущего опору в искусстве.
Автором идеи и либретто стал Иван Складчиков, он же оформил сценическое пространство спектакля. Партитура собрана из лучших сочинений композитора, а сама структура спектакля напоминает симфонию, поэтому каждая сцена становится новой музыкальной темой.
Для Башкирского театра эта работа стала не только художественным успехом, но и способом бережно рассказать о национальной культуре через судьбу композитора.
«Пиковая дама. Балет», Нижегородский театр оперы и балета имени А. С. Пушкина
Балет «Пиковая дама» создан по мотивам повести Александра Пушкина и поставлен хореографом Максимом Петровым. Композитор Юрий Красавин написал для спектакля оригинальную партитуру, стремясь, по собственным словам, «вжиться в амплуа балетного композитора XIX века, пишущего “для ног”».
Постановка предлагает новое прочтение известного сюжета — зритель видит историю глазами Германна, офицера, чья одержимость тайной трех карт превращается во внутреннюю драму.
Постановка объединяет классику и современность: в декорациях угадываются очертания пушкинской эпохи, но пространство остается условным, словно сон, где миф и реальность переплетаются. Над визуальным образом постановки работали художники Альона Пикалова, Татьяна Ногинова и Константин Бинкин — все они неоднократно становились лауреатами «Золотой Маски».
Для Нижегородского театра этот спектакль стал значимым событием в год юбилея (225-лет) со дня рождения Пушкина.
В балетной программе XXXI фестиваля-конкурса «Золотая Маска» соединились театры из разных регионов страны — от Якутска до Нижнего Новгорода. Каждая из постановок показала, насколько разнообразен сегодня язык балета: от этнических мотивов и симфонической драматургии до неоклассики и авторской философии движения.
В День балета особенно важно вспоминать, что искусство танца — это не только эстетика формы, но и способ сохранять культурное наследие, открывая его заново для зрителя.
«Золотая Маска» в сезоне 2024-2025 реализуется при поддержке:
Министерства культуры Российской Федерации
Президентского фонда культурных инициатив
Генеральный партнёр «Золотой Маски» — Сбер